Добавлено в закладки: 0
Здесь Вы найдете краткие ответы на вопросы по философии и методологии науки.
Всякая «философская» тема так или иначе сводится к взаимодействию человека и мира (субъекта и объекта).
- Понятие мировоззрения. Структура и исторические типы мировоззрения.
- Происхождение философии, ее предмет и основные проблемы.
- Структура философского знания. Функции философии, ее взаимосвязь с наукой, искусством, религией.
- Основные этапы развития античной философии. Доклассический период в древнегреческой философии (Милетская школа, Гераклит, элейская школа).
- Основные идеи классического периода древнегреческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).
- Основные проблемы и идеи в философии средневековой Европы.
- Философская мысль эпохи Возрождения: натурфилософия, гуманизм, неоплатонизм. Социально-политические идеи представителей Возрождения.
- Философия Нового времени в ее взаимосвязи с наукой. Проблема метода в новоевропейской философии.
- Философский материализм и социально-политические идеи в философии XVIII в.
- Основные достижения немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах)
- Особенности классической и постклассической философии Западной Европы.
- Философия иррационализма (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше).
- Становление и развитие философии марксизма. Диалектика и материализм.
- Позитивистская традиция в западной философии (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивим).
- Феноменология и экзистенциализм.
- Современная религиозная философия: неотомизм, персонализм.
- Новейшие направления современной западной философии: герменевтика, структурализм, постмодернизм.
- Философские идеи и развитие белорусского национального самосознания в творчестве Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича, И. Абдираловича-Канчевского.
- Социально-политические идеи русской философии (славянофилы и западники)
- Русская религиозная философия ХIХ-ХХ вв. (В. Соловьев, Н. Бердяев и др.) и русский космизм (Н. Федоров, В. Вернадский и др.)
- Онтология как философское учение о бытии. Понимание бытия в классической и неклассической философии.
- Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Системно-структурная организация, движение и развитие как атрибуты материи.
- Основные концепции пространства и времени.
- Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Концепция глобального эволюционизма.
- Принципы, законы и категории диалектики.
- Философские и научные представления о природе. Естественная и искусственная природа. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы.
- Понятия биосферы и ноосферы, их взаимосвязь в развитии общества. Понятие коэволюции.
- Человек как философская проблема. Основные стратегии осмысления природы человека в философии (натуралистическая, рационалистическая, философско-религиозная, социологизаторская, марксистская, экзистенциально-персоналистская, психоаналитическая, синтетическая).
- Основные концепции антропогенеза (креационистская, эволюционная, игровая, трудовая и др.).
- Биологические, социальные и экзистенциальные (проблемы смысла жизни, смерти, бессмертия) аспекты человеческой жизни.
- Понятие сознания. Основные традиции исследования сознания в классической и постклассической философии
- Природные и социокультурные факторы становления сознания.
- Отражение как всеобщее свойство материи. Качественное изменение форм отражения в эволюции материи.
- Сознание, язык, мышление и речь, их взаимосвязь.
- Структура и функции сознания. Сознание и бессознательное. Феномен самосознания.
- Понятие познания. Основные подходы к проблеме познаваемости мира. Субъект и объект познания.
- Структура познавательного процесса. Чувственный и рациональный компоненты познания.
- Понятие истины. Основные концепции истины. Абсолютная и относительная истины, конкретность истины, заблуждение и ложь.
- Понятие практики. Функции практики в познании. Техническая деятельность как форма практики.
- Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Специфика научного познания.
- Историческое развитие научного знания: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука
- Уровни и формы научного знания. Понятие метода. Эмпирические, теоретические и общелогические методы научного познания.
- Научные революции, их типы и роль в научном познании.
- Специфика познания социальной реальности.
- Общество как система и его структура. Основные подходы в познании общества (марксистский подход, концепция социального действия, структурный функционализм, теория коммуникативного действия).
- Власть, политика и государство. Основные признаки, исторические типы и формы государства.
- Идеология в жизни общества. Особенности идеологии современного белорусского государства.
- Источники, движущие силы и субъекты исторического развития общества.
- Линейные и нелинейные модели исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к истории.
- Понятие и типы цивилизации в истории общества. Пути развития восточнославянских народов и диалог культур в условиях глобализации.
- Общественный прогресс и его исторические типы. Критерии прогресса.
- Глобальные проблемы современности и возможности их решения.
- Понятие культуры, ее структура, функции и тенденции развития. Основные философские подходы к изучению культуры (аксиологический, семиотический, игровой и др.)
- Взаимосвязь философии, культуры и мировоззрения. Природа философских проблем (Аристотель «Метафизика»).
- Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- Типы философского мышления в контексте культур Востока и Запада. Философия и национальное самосознание.
- Основные стратегии постклассических философских исследований в Западной Европе.
- Предмет, социокультурный статус и функции философии.
- Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах (Д. Дж. Гросс «Грядущие революции в фундаментальной физике»).
- Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- Современная наука и философия о самоорганизации в природе. (И. Пригожин, И. Стенгерс «Порядок из хаоса»). Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере. Идея коэволюции и проблема устойчивого развития общества и природы (Н. Н. Моисеев «Пути к созиданию»)
- Понятия движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов (Ф. Энгельс «Диалектика природы»).
- Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении.
- Глобальный эволюционизм в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины (В. С. Степин об «универсальном эволюционизме»).
- Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека.
- Проблема сущности и существования человека. Человек как единство индивида, индивидуальности, личности (А. Печчеи «Человеческие качества»).
- Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования.
- Философия и когнитивные науки о структуре и полифункциональности сознания.
- Сознание, язык, коммуникация и их взаимосвязь.
- Проблема искусственного интеллекта в науке и философии.
- Ценности человеческой жизни, личностный выбор, смысл жизни и проблема смерти и бессмертия.
- Основные черты антропологического кризиса в современной техногенной цивилизации.
- Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- Основные стратегии исследования социальной реальности (К. Маркс Предисловие «К критике политической экономии»)
- Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- Понятие культуры и основные парадигмы ее философского анализа.
- Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества (Д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования»).
- Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
- Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки.
- Основные проблемы философии науки. Специфика научного познания. Вненаучное познание.
- Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени.
- Социокультурные и методологические особенности развития современной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществах.
- Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание, структура и методы. Структура, обоснование и критерии научного метода.
- Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории.
- Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. (Т. Кун «Структура научных революций»). Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- Понятие методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методологии познания.
- Системный подход и его методологическая роль в современной науке. (Л. фон Берталанфи про «общую теорию систем»). Становление нелинейной методологии познания.
- Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- Обоснование результатов исследования и методы систематизации научных знаний
- Информационные технологии в современном научном познании.
- Методологическая роль основных принципов, законов и категорий диалектики в научном познании.
- Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
- Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки
- Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественнонаучного познания (В. Гейзенберг «Шаги за горизонт»)
- Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание: условия формирования и особенности. Типы научной рациональности (В. С. Степин об «исторических типах научной рациональности»).
- Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук (В. Г. Горохов «Основы философии техники и технических наук»).
- Экологические, гуманитарные, этические, аксиологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов.
- Инновационная институализация современной науки.
- Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации (Х. Ленк об «ответственности в техническом прогрессе»).
- Становление техноструктуры ХХ в. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии общества. Критерии оценки последствий развития техники.
- Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели, сценарии, противоречия и социальные последствия глобализации.
© Kimiya Kitani