Добавлено в закладки: 0
Как карта на самом деле не состоит из территории, репрезентацией которой она является, так и используемые нами слова не заключают в себе событие, репрезентацией которого они являются.
Чем карта отличается от территории ?
Территория существует как реальность – снаружи, вне наших тел, созданная из миллиардов стимулов в секунду, – постоянно изменяющийся мир танцующих электронов и, в конечном счете, энергии. Карта описывает то, что существует в наших телах (отражение проявлений указанной энергии на уровне нервной системы) и в нашем сознании (ментальное, абстрактное понимание территории).
Событие, мы конструируем в сознании.
Итак, в данном случае мы имеем два уровня явлений: внешняя реальность и внутренняя, субъективная реальность. То, что происходит в нашем сознании при рассмотрении события, содержит в себе не событие, а только наше восприятие данного события. И наше восприятие принципиальным образом влияет на все, касающееся нас. Почему? Потому что когда мы воспринимаем внешнее событие, мы пытаемся наделить его смыслом.
Пытаясь наделить смыслом данное событие, мы конструируем в сознании его внутренние репрезентации (ВР). Эти внутренние репрезентации включают в себя информацию, полученную посредством всех наших чувств. Иначе говоря, наши ВР имеют в своем составе визуальные, аудиальные, кинестетические, обонятельные, вкусовые и лингвистические компоненты.
Опираясь на этот фундаментальный факт, установленный в общей семантике, НЛП замечательным образом использует то, что внутренние репрезентации и само событие не могут существовать на одном и том же логическом уровне. Это положение объясняет, почему мы можем быть связанными с внешним миром только посредством нейролингвистической обработки. Бог дал нам многочисленные каналы (органы чувств, чувствительные рецепторы) для связи с миром – и все же мы существуем обособленно,хотя и внутри него.
Создание внутреннего образа, различия в его восприятии.
Еще одно следствие указанного факта включает ограничение со стороны нервной системы – мы никогда не сможем осуществить репрезентацию внешнего события точно так же, как оно существует вне нас. Рассмотрим следующий пример: я вижу яблоко. Я создаю внутренний образ яблока. Палочки и колбочки сетчатки глаз дают мне внутреннее ощущение цвета. Другие ощущения обогащают картину. Но, невзирая на богатство, разнообразие или полноту, мой образ яблока является только его картой. Если вы посмотрите на это же яблоко, вы не получите точно такой же образ, потому что ваши нервные окончания, ваши нервные проводящие пути и т. д. не работают абсолютно в точности, как мои.
Два человека видят несчастный случай с очень похожих позиций (никогда не с одинаковых), но когда они описывают его, в их описаниях появляются различия. Почему? Из-за различий в их восприятии, которые являются результатом различий в индивидуальной нейролингвистической обработке и внутренних репрезентациях.
Какова основа этих различий? Каждый человек осуществляет репрезентацию несчастного случая посредством собственных нервной системы и сознания, имеющих отличия от нервной системы и сознания других людей! Карта – не территория. Или,иначе говоря, меню – не пища. Мы оперируем не непосредственно миром, а нашим индивидуальным восприятием мира. Независимо от внешнего события, каждый из нас конструирует свою собственную внутреннюю субъективную реальность события, и эта внутренняя конструкция определяет нас: наши мысли, эмоции, реакции.
Реакции людей соответствуют их внутренним картам.
Учитывая различие карты и территории, можно утверждать, что наша карта, являясь восприятием территории, определяет или контролирует наше восприятие и наши реакции. Мы реагируем не на существующий мир как таковой, а на то, как он отражен на нашей карте мира. Это подчеркивает огромную важность рассмотрения наших, человеческих карт мира.
Нейролингвистические карты состоят из наших убеждений, ценностей, установок, языка, воспоминаний и других психологических фильтров. В нашем сознании посредством репрезентативной системы мы переживаем эти внутренние карты просто как мысли. Поэтому как мы мыслим, таковы мы и есть. Таким способом внутренние репрезентативные карты взаимодействуют с физиологией, создавая состояния. Затем состояние управляет поведением. Это означает, что восприятие является отображением. Оно определяет наши действия.
Мы реагируем в соответствии с нашими внутренними картами мира. Так делают все. Восприятие, мысли, эмоции и поступки всех людей управляются их моделями. В число этих людей входят: ваш(а) супруг(а), ваши дети, друзья, родители, уважаемые вами люди и т. д. Прежде чем мы сможем ожидать изменения чьих-либо эмоций, реакций, мышления и т. д., должна измениться внутренняя карта этого человека. Чтобы помочь людям в осуществлении этих изменений, мы должны сделать нашу коммуникацию достаточно гибкой, чтобы помочь им изменить их внутренние карты.
Значение зависит от контекста.
Эта пресуппозиция связана с первой. Согласно ей, для того чтобы любое слово имело значение, ему требуется некоторый контекст. Сами по себе слова не содержат значений. Высказывание или поступок могут иметь совершенно различные значения в разных контекстах. Значение фразы Я люблю тебя! зависит от того, говорю я ее своему отцу или своей жене. Контекст высказывания определяет значение высказывания, то есть задает определенный фрейм.
О’Коннор и Сеймур писали: События произошли, но пока мы не наделим их значением, не свяжем их с остальной нашей жизнью и не оценим их возможные следствия, они не важны. Мы узнаем значения предметов, опираясь на культуру и полученное воспитание.
Значение определяется преимущественно контекстом.
Значение определяется преимущественно контекстом, который мы принимаем, как данный, или установленным нами фреймом. Тэд Джеймс сказал: В содержании нет содержания, которое стоило бы знать. Это подчеркивает фундаментальный принцип НЛП, а именно то, что внутренний опыт и изменение этого опыта являются результатом того, как мы использовали наши психические процессы при кодировании содержания. Таким образом, измените структуру внутренних образов и т. д., и вы измените опыт.
Этот контекстуальный подход, или структурная точка зрения, является сутью НЛП. Когда мы остаемся в содержании, мы живем на карте. Только тогда, когда мы перемещаемся из содержания в процесс, мы поднимаемся над картой и понимаем структуру территории.
Существование внутренней проблемы обусловлено ее структурой.
Когда клиент говорит: Я нахожусь в депрессии, – мы не спрашиваем: Что вызвало вашу депрессию? Его ответ на этот вопрос ничего не излечит! Обнаружение внешней причины не излечит внутреннюю боль – оно только предоставит основания, поддерживающие боль! Это неблагоразумно. Существование внутренней проблемы обусловлено ее структурой. Поэтому спросите: Как вы делаете это?.
Этот вопрос как? позволяет нам переместиться с уровня содержания депрессии на уровень процесса. У клиента может возникнуть замешательство. Он обычно отвечает: Что вы имеете в виду? Как я делаю что? Помогите человеку осуществить сдвиг:Вы владеете этим потрясающим навыком, называемым депрессией, не так ли? Ну, да. Итак, как вы довели себя до такого состояния?
Если я на день займу ваше место, что я должен буду сделать, чтобы думать и чувствовать себя, как вы? Что вы делаете внутри вашего разума и тела, чтобы создать депрессию? При помощи этого способа мы ищемвнутри клиента процесс (нейролингвистический), который позволяет ему кодировать депрессию и затем испытывать ее. Как только мы обнаруживаем структуру, мы подталкиваем клиента к ее изменению. А это изменяет переживание.
Сознание и тело неизбежно влияют друг на друга.
Хотя мы говорим о сознании и о теле так, как если бы они функционировали независимо друг от друга, на самом деле это не так. Они не могут функционировать таким образом. В общей семантике мы описываем этот вид разделения не разделяемого явления как элементализм. Кожибски подчеркивал, что элементализм берет начало в примитивных умах и языковых формах и работает нам во вред.
Сегодня многие члены медицинского сообщества также пришли к пониманию того, что сознание и тело во многом функционируют как единое целое. Как-никак, сознание располагается внутри тела (нервной системы), и когда мы вводим в тело психоактивные препараты, это оказывает сильное влияние на сознание! Аналогично, когда мы вводим в сознание приятные или неприятные мысли, это оказывает влияние на тело. Сознание и тело функционируют как кибернетическое целое.
Взаимодействие сознания и тела.
Взаимодействие сознания и тела позволяет объяснить так называемый эффект плацебо. Годами врачи проводили эксперименты по сравнению эффекта приема инертных сахарных таблеток (плацебо) и активных препаратов для того, чтобы узнать, обусловлено ли воздействие лекарства химическими процессами или убежденностью человека в том, что он получил лекарство. Так как ученые провели сравнение с плацебо почти всех лекарств, у нас имеется огромное количество литературы по этой теме.
К огорчению некоторых врачей, во многих экспериментах обнаружилось не просто значительное уменьшение симптомов болезни, но и столь же хорошие, а иногда и лучшие результаты при приеме плацебо по сравнению с активными лекарствами! Исследования неоднократно показывали, что убеждения человека относительно конкретного препарата чрезвычайно сильно влияют на его эффективность.
Индивидуальные навыки являются результатом совершенствования и установления последовательности использования репрезентативных систем.
То, как мы используем наши репрезентативные системы (VAK) при мышлении, эмоциях и поведении, порождает наши навыки. Наше сознание не только получает информацию через ощущения, но также обрабатывает и сохраняет ее. Затем оно использует этичасти, состоящие из образов, звуков, тактильных ощущений, запахов и т. д. для создания навыков.
Последовательность использования этих частей, состоящих из образов, звуков, тактильных ощущений и т. д., дающую нам возможность совершения действий, в НЛП называют стратегией. Знание того, как мы получаем, сохраняем, обрабатываем и извлекаем информацию, играет важную роль при установлении раппорта и оказании людям помощи по обновлению их сознания. Репрезентативная система в модели НЛП имеет два ключевых компонента: субмодальности и стратегии.
Мы уважаем модели мира других людей
Если карта – не территория» и если действия каждого человека основаны на его карте, то каждый человек обрабатывает информацию собственным уникальным образом. Один будет кодировать опыт ассоциирование (в своем теле), другой – диссоциированно (вне тела, наблюдая за собой). Один будет создавать свою карту в основном из зрительных образов, другой – из звуков. Осознав различие карты и территории, мы также осознаем, что люди создают карту реальности различными способами.
Это позволяет нам относиться с уважением к их праву и ответственности за свои поступки. Уважая модели мира других людей, мы уважаем их как личностей. Поэтому они смогут доверять нам, когда мы предлагаем им свою помощь. Для любого профессионального коммуникатора в этом месте возникает профессиональный риск.
Если мы не уважаем карту другого человека, то даже с учетом всех ошибок и искажений, которые она содержит, мы создаем ненужный конфликт и рискуем быть не услышанными вообще! Если мы неуважительно относимся к другому человеку и его модели мира, мы не будем тратить достаточно времени на выслушивание, поддержку и обоснование. Мы сразу же начнем раздражать его своими проповедями,указывать на ошибки в его картах и вызывать у него сильную защитную реакцию.
Подготовлено по материалам книги М.Холл Б.Боденхамер Учебник магии НЛП
Автор статьи: Александр Тузов