Добавлено в закладки: 0
Коллективисты и индивидуалисты (то есть представители коллективистских и индивидуалистских культур) различаются по некоторым критериям.
Есть такой феномен, как групповое давление.
Можно было бы ожидать, что коллективисты будут намного чаще соглашаться с мнением группы и вести себя более конформно, чем индивидуалисты. Но, оказывается, что зависит ещё это и от особенностей самой группы. Коллективисты, скорее всего, будут соглашаться и проявлять конформность по отношению к своей ин-группе, то есть той группе, с которой они связаны традиционными отношениями: к семье (включая троюродных братьев, двоюродных бабушек и так далее), одноклассникам, близким друзьям, коллегам.
В то же время на них, в отличие от индивидуалистов, гораздо меньшее влияние оказывают представители аут-групп, с которыми они не связаны такими взаимоотношениями.
С данным явлением тесно соотносится и устойчивость социальных связей. Коллективисты принадлежат к относительно небольшому количеству ин-групп, однако их связь с этими группами сильна и отличается продолжительностью. Отнюдь не случайно, что в Японии (коллективистская культура) рабочие стремятся всю жизнь проработать в одной и тои же фирме, любят носить одежду корпоративных цветов и распевать корпоративные песни.
Для индивидуалиста, важнее всего свобода в достижении личных целей.
Напротив, представители индивидуалистских культур принадлежат ко многим пересекающимся ин-группам, однако их связь с этими группами менее устойчива и длительна. До некоторой степени это определяется системой их ценностей. Для индивидуалиста, важнее всего свобода в достижении личных целей, а также в реализации личных предпочтений. Когда они изменяются, изменяется также и система социальных связей. В результате индивидуалисты легче обзаводятся друзьями, чем коллективисты, но их дружеские отношения не столь длительны и не столь тесны. Свобода ценна, но для некоторых индивидуалистов плата за нее – одиночество.
Заканчивая рассуждение о социокультурных особенностях социального познания, есть еще два момента.
Необходимо понимать, что термины.
Необходимо понимать, что термины, посредством которых психологи описывают культуру, вовсе не обязательно относятся ко всем ее представителям. Они обозначают лишь типичное или среднее явление.
Во-вторых, культурный анализ – направление для социальной психологии довольно новое. И хотя уже обнаружено, что многие фундаментальные и достоверно установленные явления социально-психологического плана в значительной степени зависят от культуры, еще рано делать выводы о том, что социальное познание и его функционирование – это всего лишь продукт общества.
Существует ли универсальный аспект социального познания, внутренняя предрасположенность, определяющая то, как человек воспринимает окружающих и самих себя?
Вопрос о том, какие элементы социального познания – часть человеческого наследия, а какие – следствие принадлежности к конкретной культуре, еще предстоит выяснять учёным, которые разрабатывают социокультурную перспективу.
Часто слышишь или читаешь, как старое поколение в нашей стране или на Западе сетует на то, что современный мир стал более индивидуалистским, мол, куда все катится. Мне кажется, это случилось из-за роста благосостояния и в то же время высокой конкуренции, а также люди, наверное, поняли, что легче надеяться на себя, чем рассчитывать на других.