Добавлено в закладки: 0
Когнитивная психология изучает познавательную деятельность – приобретение знаний, запоминание, использование в процессе решения задач. Когнитивную психологию можно противопоставить бихевиоризму, приверженцы которого ограничены в своем внимании на поведении. Предметом же когнитивной психологии являются внутренние психические процессы. При этом когнитивная психология имеет явное отличие от психоанализа в том, что использует для изучения этих процессов научные методы, тогда как психоанализ имеет дело с субъективной интерпретацией.
Темы когнитивной психологии.
Когнитивная психология охватывает такие темы как внимание, память, интеллект в контексте компетентности, знаний и навыков, но не относящихся к сфере влечений.
Внимание является инструментом, который позволяет вычленить из потока ощущений, непрерывно поступающих из внешней среды, те элементы, которые представляют интерес в данный момент.
Память позволяет приобретать, сохранять информацию и извлекать ее для использования в контексте возникающих ситуаций и проблем.
Интеллект характеризует способность к рассуждению, решению проблем.
Знания, приобретенные в результате исследований в данной области науки применимы для улучшения качества обучения путем изменения структуры учебных программ, в производственной психологии, при создании искусственного интеллекта, в дизайне, архитектуре, рекламе.
Данные, полученные в результате исследований в области когнитивной психологии, позволили получить представления о процессе познания и выявить многие его закономерности.
Основоположником когнитивного подхода в психологии является Дж. Келли. Он выделил в процессе познания человеком окружающей среды своеобразный классификатор, с помощью которого он воспринимает себя и окружающих, так называемый конструкт.
Каждый конструкт описывает определенный признак, наличие или отсутствие которого человек сначала предполагает у интересующего объекта, затем проверяет свою гипотезу. Примерами конструктов являются, например, характеристика «добрый – злой», «общительный – замкнутый».
У человека имеются как доминирующие конструкты, так и второстепенные.
Келли следующим образом трактует эмоции в соответствии с системой конструктов.
Тревога означает, что система конструктов, имеющаяся у данного человека не способна предсказать развитие ситуации, с которой он в настоящий момент столкнулся. В этом случае задачей психотерапевта является помощь в приобретении новых конструктов, необходимых человеку для владения ситуацией.
Чувство вины возникает, когда человек осознает, что его фактическое поведение не соответствует роли, в которой он себя видит.