Добавлено в закладки: 0

Разнообразные интеллектуальные тесты создавались для различных нужд. Одни из них предназначены для тестирования детей, другие – для взрослых. Одни тесты можно проводить индивидуально, другие же – только в группах.
Психологи всё еще стараются понять глубинную природу интеллекта, изучая те данные, которые были получены при тестировании людей. Проблема заключается в структуре психических способностей человека. Чтобы понять, является ли интеллект унитарной способностью или же представляет собой совокупность нескольких не связанных между собой способностей, исследователи определяли взаимосвязи между различными тестами. Факторный анализ этих корреляций привел к возникновению ряда конкурирующих концепций психической структуры интеллекта, включая теорию общего интеллекта и теорию групповых факторов.
Теория групповых факторов.

Психологи утверждают, что существует такое явление, как интеллект в целом – способность, которая дает некоторым людям преимущество во всех интеллектуальных занятиях. Другие же исследователи полагают, что корреляция между результатами субтестов скорее всего объясняются комплектом лежащих в основе успеха способностей, чем одним-единственным объединяющим фактором. Психологи считают, например, что различные субтесты объединяются в группы, причем каждая группа имеет свои собственные основные факторы, отличные от факторов, которые влияют на другие группы. Они рассматривают эти групповые факторы как первичные психические способности. Наиболее важные из них – пространственные, числовые, вербальные и мыслительные способности. В таком ракурсе не стоит ни говорить об интеллекте как едином целом, ни пытаться оценивать интеллект каким-то одним баллом. У каждого человека есть свой собственный профиль первичных способностей, и они обусловят то, с какими задачами он будет справляться успешно, а с какими – нет.
Общий интеллект или групповые факторы?
Существует ли в реальности такое понятие, как общий интеллект? Или же интеллект, напротив, характеризуется несколькими более частными умениями, каждое из которых работает отдельно в своей области? Выясняется, что обе данные концепции подтверждаются довольно-таким убедительными данными. Баллы тестов объединяются в кластеры. Субтесты на пространственное мышление, например, высоко коррелируют между собой. Тогда как те же самые субтесты показывают менее высокую корреляцию, например, с вербальными субтестами. Это вполне оправдывает серьёзное отношение к групповым факторам. Необходимо признать различия между первичными психическими способностями. Каждая из которых отвечает за свою группу субтестов и отказаться от сваливания всех способностей в одну кучу.
Если вы хотите разместить эту статью на своем сайте свяжитесь с нами, чтобы получить согласие на использование статьи от правообладателя.