Добавлено в закладки: 0
Человек любит приписывать собственный успех уникальным качествам.
Есть несколько факторов, которые оказывают непосредственное влияние на то, как человек интерпретирует происходящее. Обычно человек любит приписывать собственный успех своим внутренним, уникальным качествам – талантам, навыкам и так далее. Неудачи же, напротив, человек расценивает, как результат внешних, временных факторов, преуменьшая тем самым их значимость. То же самое, абсолютно верно и в тех случаях, когда человек интерпретирует успех супруга, любимой спортивной команды, родственника и даже предпочитаемого политика. Если на предвыборных дебатах он выглядит неубедительно, то человек решает, что это был просто не его день (встал не с той ноги), и полагает, что он обязательно в будущем возьмет реванш. Те же, кто поддерживает другого кандидата, будут доказывать, что всё произошло так только потому, что их кандидат лучше другого.
Эти факторы – амбивалентность и сложность характеристик, отбор и интерпретация доказательств – позволяют каждому человеку поддерживать своё собственное представление о себе как о человеке, сильно преуспевающем и обладающем способностями лучше других людей. Но в этом случае, безусловно, возникает глубинный вопрос: почему человек хочет поставить самого себя в более выгодную позицию? Почему предположение о том, что человек лучше другого, повышает настроение? Ответ кроется в особенностях культуры человека.
Предположение о том, что человек лучше другого, повышает настроение.
Исследователи в области психологии считают целесообразным делить культуры на индивидуалистические, и на коллективистские. В индивидуалистской культуре особое внимание уделяется тому, как человек сможет привлечь к себе внимание группы людей, и как можно скорее. Благодаря чему в данной среде людям очень приятно слушать и ощущать, что они стоят выше окружающих. В коллективистской культуре акцент делается на принадлежности к группе и соблюдении неразрывной групповой гармонии. В данной культуре подчеркивание человеком своего превосходства выделяет его из группы и грубо нарушает сложившуюся гармонию.
Доказательства в поддержку данного утверждения были получены в исследовании американских и японских студентов колледжа. Некоторых просили оценить свои способности и личностные черты, которые относятся к самым разным сферам: от математических способностей и памяти, до доброжелательности и спортивности. Результаты американских студентов были типичными для этой выборки: около 71 процента испытуемых оценили свои достоинства выше среднего и лучше других. И только 50 процентов японских студентов сказали, что их способности выше среднего, то есть гармония отношений оказалась для них важнее чувства собственного превосходства над другими. Следовательно, эффект превосходства — это не универсальный феномен, скорее всего, это отражение западной системы ценностей.